Решение конфликтов

Конфликты во взаимоотношениях – проблема известная и распространенная. В основном, причинами конфликтов являются несовпадение целей, интересов, позиций и точек зрения между людьми. Обычно общение конфликтующих сторон окрашено сильными эмоциональными переживаниями и вызывает стресс, что необходимо учитывать при разрешении конфликтных ситуаций.

Возникновение конфликта происходит по следующей схеме:

Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент

В соответствии с данной схемой, под конфликтом понимается резкое обострение противоречий (конфликтная ситуация) и столкновение (инцидент) двух или более участников в процессе решения проблемы (объект).

Инцидент –  повод, когда одна из сторон начинает действовать (пусть даже не умышленно), ущемляя интересы другой стороны.

Самым распространенным типом конфликтов являются межличностные конфликты, проявляющиеся как противоборство личностей с разными взглядами, чертами характера, темпераментом и жизненными ценностями. Также конфликты могут возникать между личностью и группой когда взгляды отдельного человека отличаются от взглядов группы. Не менее распространены в коллективе и межгрупповые конфликты, заключающиеся в столкновении интересов малых групп внутри одного сообщества.

Причиной возникновения многих конфликтов во взаимоотношениях между людьми является то, что во время общения люди склонны опираться исключительно на собственное видение проблемы, не проявляя способность понять и принять точку зрения своего собеседника и посмотреть на коммуникативную ситуацию со стороны.

В психологии общения существует техника НЛП, которая называется «Решение конфликтной ситуации с помощью 3-х позиций восприятия». Она  позволит увидеть причины конфликтов, возникающих в ходе общения, и поможет эффективно разрешить эти конфликты.

Смысл данной техники состоит в том, что она помогает развить у себя способность видеть коммуникативную ситуацию исходя из трех позиций восприятия:  в соответствии со своей точкой зрения (1-я позиция «я сам»), с позиции оппонента (2-я позиция «Другой») и наблюдателя со стороны (3-я позиция «Наблюдатель»).

Во время выполнения упражнения необходимо перемещаться из одной позиции восприятия в другую, проигрывая внутри себя воображаемый диалог, а затем осуществляя какое-либо реальное действие (произнесение слова, сопровождение его определенной интонацией, мимикой, жестом и д.р.).

 

 Шаги техники:

  1. Разместите в пространстве листочки с соответствующими названиями 3 позиций восприятия.
  2. Как в театре разыграйте часть диалога между 1-ой и 2-ой позициями, поочерёдно ассоциируясь то в роль себя, как руководителя, то в роль своего подчиненного. Выделите момент, нуждающийся в изменении.
  3. Перейдите в 3-ю позицию (роль эксперта).

 – Просмотрите внимательно со стороны ещё раз эту ситуацию и дайте метафору коммуникации (взаимоотношений).

 – Определите позитивные намерения, скрывающиеся за поведением каждого участника коммуникации.

 – Определите, какие позитивные намерения каждого из партнёров коммуникации, являются общими, объединяют их.

- Находясь в 3-ей позиции, дайте советы и рекомендации 1-ой позиции (самому себе) по улучшению коммуникации (минимум 3-4 выбора).

  1. Перейдите в 1-ую позицию. Выслушайте «советы эксперта» и придумайте, как бы вы лично могли бы реализовать эти рекомендации в вашей коммуникации.
  2. Разыграйте диалог между 1-ой и 2-ой позициями ещё раз, используя полученную информацию и применяя новые способы поведения.
  3. Перейдите в 3-ю позицию, посмотрите на новые взаимоотношения партнёров и дайте новую метафору.
  4. Повторите шаги 4-7 до достижения желаемого результата в коммуникации.
  5. Ответьте себе на вопрос: «Ничего ли позитивного я не потеряю, изменив свою коммуникацию?» Если что-то нужно добавить, то вернитесь на шаг 4.
  6. Представьте три-четыре различных ситуации в будущем, где вы могли бы использовать найденные варианты поведения.

 Эту технику можно использовать не только для разрешения уже произошедшей конфликтной ситуации, но и в качестве своеобразной репетиции грядущей коммуникации с целью выработки разнообразных  вариантов своего поведения. Остальные техники по эффективному разрешению конфликтных ситуаций вы можете освоить на тренинге «Твой мир без конфликтов».

Желаю вам всегда успешно решать любые противоречия, несмотря на то, с кем произошел конфликт – с начальником, коллегой по работе или самым близким человеком!



Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

1 комментарий

Оставить комментарий

*