Во что играет ваш ребенок?

Дорогие родители, вы когда-нибудь задумывались о том, как игры воздействуют на вашего ребенка? Многие взрослые, к сожалению, не придают большого значения тому, во что играет их ребенок, хотя именно игры оказывают огромное влияние на детское развитие.

Так, по мнению одного из главных исследователей игровой деятельности детей Д. Эльконина, игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия. Он подчеркивает осо­бую чувствительность игры к сфере человеческих отношений. Во время игр ребенок идентифицирует себя с теми или иными представителями соответствующего пола – отцом, матерью, братьями, сестрами, сверстниками, литературными героями – и подражает им.

Серьезные психологические исследования, посвященные специфике детских иг­р, зафиксировали, что современные дети стали меньше играть, особен­но сократились (и по количеству, и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры. Часто исследователи связывают это с распространением компьютерных «бесполых» игр, которые вытесняют традиционные ролевые игры, что грозит задержкой усвоения ребенком своей психосексуальной роли, которая осваивается именно в ролевой игре, в которой особенно ярко проявляется разница в предпочтениях мальчиков и девочек.

В игре дети моделируют отношения, в которых участвуют сами и которые наблюдают. Она учит приспосабливаться к жизни, приобщает к культуре.

Стереотипы, которые формируются к старшему школьному возрасту, приобретают для детей значение моральных законов. Многие мальчики считают, что девчоночьи игры «плохие» и в них не положено играть мальчикам. Девочки, в свою очередь, таким же образом думают об играх мальчиков: для большинства девочек зазорно, да и неинтересно играть в любимую мальчишечью игру – «войнушку». В ряде исследований было показано, что мальчики, которые, вопреки нормам, играют не только с детьми своего пола, больше подвергаются насмешкам со стороны сверстников и менее популярны в их среде, чем те, кто подчиняется стереотипам.

Исследователи также пишут, что игрушки и игры помогают девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества, способны культивировать заботливое отношение к окружающим. Совсем иначе дело обстоит у мальчиков: игрушки и игры побуждают их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогают развить навыки, которые позже лягут в основу пространственных и математических способностей, поощряют независимое, соревновательное и лидерское поведение, настойчивость.

Большинство игрушек, продающихся в магазинах, предназначено либо для мальчиков, либо для девочек. Игрушки для девочек отличает выполненная обычно в розовых или пастельных тонах упаковка, на которой изображены девочки, а по смыслу они связаны с уходом за собой (игрушечная косметика), с заботой о ребенке (куклы-малышки), с домашними делами (игрушечные пылесосы, кухонная утварь). Игрушки для мальчиков находятся в ярко раскрашенных коробках с изображением играющего мальчика, бывают часто связаны со строительством (конструкторы, кубики) или активной деятельностью (спортинвентарь, оружие). Проблема не только в том, что в процессе игры с гендерно-соответствующими игрушками ребенок впитывает традиционные половые роли, но еще и в том, как это влияет на те навыки, которые приобретают девочки и мальчики.

По мнению известных психологов Д.Н. Исаева и В.Е. Кагана, главное в половом воспитании через участие в сюжетно-ролевых играх подготовить детей к выполнению в будущем семейных и социальных половых ролей, воспитать предпосылки качеств мужественности в мальчике и женственности в девочке.

В предподростковый период половые игры дают чрезвычайно важный толчок к идентификации полового поведения. Имитация семейных отношений, а в некоторых случаях – полового поведения, по мнению многих специалистов, представляет собой определенный период половых игр, которые имеют решающее значение для усвоения половой роли.

В рамках собственного исследования мною было уделено особенное внимание изучению игр, в которые играют младшие школьники. Младшие школьники только что вышли из периода, когда игра  была ведущим видом деятельности и потребность в игре у них остается еще очень большой. Для  данного возраста  характерны  яркость  и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Однако в этот возрастной период в  детских  играх  происходят изменения:  игровые  интересы  становятся  устойчивей,  игрушки теряют для детей свою былую  привлекательность, на первый план  начинают  выступать подвижные, спортивные, познавательные игры. Игре постепенно уделяется меньше времени, т.к. в досуге начинают превалировать другие занятия (чтение, просмотр кинофильмов и т.д.).

В исследовании приняло участие 48 мальчиков и 52 девочек в возрасте от 8 до 10 лет. Детям было предложено в форме интервью ответить на следующие вопросы: «Какие у тебя любимые игрушки?», «Что тебя в них привлекает?», «В какие игры ты любишь играть: 1) когда играешь один; 2) вместе с друзьями (с мальчиками, с девочками)? 3) в какие игры играли в детском саду?».

Анализ полученных материалов позволил выявить, какие игры предпочитают современные младшие школьники, а также то, какое место занимают игры, способные влиять на их представления о родительских ролях.

Анализ материалов интервью показал, что для 43,7% современных мальчиков любимой игрушкой стал компьютер. Они любят компьютерные игры с героической, военной тематикой, где «нужно драться, стрелять,  бороться со злом». Их привлекает в них виртуальная возможность «лазить по крышам, в паутине», что «надо спасать людей». Несмотря на то, что родители ограничивают для детей время игр на компьютере, компьютерные игры заняли  первое место (56% ответов) и среди игр, в которые мальчики любят играть одни и второе место (27% ответов) среди совместных игр с друзьями: «В войнушки иногда на приставке играем», «Футбол на плейстейшн», «Гонки». Из широкого репертуара компьютерных игр мальчики выбирают игры соответствующие гендерным стереотипам. Чаще это –  военные игры, т.н. «стрелялки». Увлечение мальчиков компьютерными играми вытесняет традиционные ролевые игры, что грозит задержкой усвоения ими своей психосексуальной роли, которая осваивается именно в ролевой игре, в которой особенно ярко проявляется разница в предпочтениях мальчиков и девочек.

В «военные» же игры 17% мальчиков предпочитают играть и с друзьями: «Люблю играть в прошлое – в рыцарей. Они воюют, всех спасают», «С девочками я вообще не играю. С мальчиками играю в войну, в пистолетики».  Отказ играть вместе с девочками характерен не только для сугубо «мужской» игры в войну, но и для спортивных игр, которые в совместных играх с друзьями заняли первое место, как у мальчиков (42% ответов), так и у девочек (48%).  Девочки подобного нам не говорили.  Подчеркивание мальчиками, что с девочками они не играют, а сами игры носят ярко выраженный характер гендернотипичного поведения, характерного для представителей мужского пола.

На втором месте у мальчиков (42% опрошенных) – игрушки для строительства (в основном, ЛЕГО), характеризующие типичное для мальчиков стремление к изобретательству и преобразованию окружающего мира. Эти игры заняли второе место (16% ответов) и среди игр, в  которые они предпочитают играть в одиночку. У девочек ЛЕГО хотя и оказалась на третьем месте среди любимых игрушек, но их предпочитают всего 5,7% ответивших. Следует отметить преимущественную ориентированность производителей конструктора ЛЕГО на мальчиков, как на целевую аудиторию. В настоящее время в  продаже представлено более тридцати различных наборов для мальчиков, против, приблизительно, трех-четырех наборов для девочек, линия которых стала создаваться сравнительно недавно. При этом в тематике игр четко определены полоролевые стандарты. Игры мальчиков направлены на развитие у них конструкторских и технических навыков (управление космическими полетами на космическом корабле, гоночные автомобили, строительная техника, здания, города, роботы), а также представлений  о мужской роли с точки зрения силы, агрессивности (пираты, акванавты, авантюрные путешествия, ниндзя-борцы, и др.). Наборы игр для девочек ориентированы на развитие у них представлений о женской роли, как хранительнице домашнего очага, эстетических качеств по устройству домашнего быта (строительство сказочных замков с акцентом на их декоративное оформление, сюжеты организации вечеринок и т.п.), а также навыков по уходу за детьми (куклы с набором аксессуаров по уходу).

10,4% мальчиков (3 место) по-прежнему любят машинки, и  12,5% мальчиков (3 место) играют с ними, когда остаются дома одни. «Люблю машинки катать, в вертолетики играть». 10,4% мальчиков дали ответ, что в одиночку любят играть с оружием и 6,2% ребят предпочитают сюжетно-ролевые игры с военной, героической тематикой: «В солдатиков, в войнушку, бегаю и стреляю». Таким образом, исследование показало, что мальчики предпочитают гендернотипичные игры в соответствии со своим полом, которые поощряют независимое, соревновательное поведение и настойчивость, и не способны  воздействовать на представления о семье и семейных ролях.

Любимые игрушки девочек сильно секстипированы и отличаются от предпочтений мальчиков. 83 % девочек  среди любимых игрушек назвали мягкие игрушки, потому что они «красивые», «их можно обнять», «с ними можно спать». Однако среди игр в одиночку на первом месте у девочек (44 % ответов) сюжетно-ролевые игры с куклами семейно-бытовой тематики (в дочки-матери), в которых девочки проигрывают разные семейные роли, и в том числе роль матери: «Представляю себя в роли мамы, а куклы дети. Мне нравится ухаживать за ними, одевать их».  29% девочек играют в сюжетно-ролевые игры со своими подругами: «В куклы мы разыгрываем реальные ситуации: если я мама, то ухаживаю за своим ребенком: кормлю его, одеваю и отвожу в детский садик, а потом его забираю. Если я дочка, то все это проделывают со мной». Из ответов девочек видно, что среди сюжетно-ролевых игр они  предпочитают или игры в куклы, во время которых проигрываются женские роли, или в дочки-матери, где девочки исполняют поочередно различные семейные роли, в которых демонстрируют свои представления о половых, родительских ролях и о жизни семьи.

У девочек на втором месте – любимая игрушка компьютер. Но так ответили всего лишь 9,6%. В то же время, 25% девочек предпочитают компьютерные игры, когда остаются одни. Однако репертуар компьютерных игр девочек совсем иной, чем у мальчиков – они преимущественно логические («там, где есть сложные задания, развивающие логику (не стрелялки)») и на бытовую тематику: «Игра про семью – играешь и создаешь семью, обустраиваешь комнаты, устраиваешься на работу…», «В Барби: она ездит на море, ее переодеваешь, она показывает моду, ходит по подиуму». Девочки предпочитают игры, связанные с жизнью семьи, с внешними женскими атрибутами (наряжать, красить и т.д.). В игры-стрелялки и военные игры девочки не играют. 25% девочек уделяют время, когда остаются одни, творческим занятиям:  «Я пишу всякие рассказы»; «Люблю рисовать»; «Леплю на бумаге».

По 8% мальчиков и   девочек играют с друзьями в настольные игры: У мальчиков это: «Монополия», «Настольный хоккей», «космические, кто быстрее захватит солнечную систему». У девочек – «Наша семья». Очевидно, что настольные игры у мальчиков и девочек отличаются по содержанию и по гендерному признаку. Интересно упоминание только в ответах девочек игры «Наша семья». И это неудивительно, потому что оформление коробки игры адресовано девочкам: на фоне дома изображена молодая семейная пара, отец держит на руках грудного ребенка, а на первом плане – девочка и крупная надпись «Игра только для девочек». В аннотации к игре написано: «Игра знакомит с реальными жизненными ситуациями современной семьи. В игре побеждает тот, кто быстрее дойдет до последней клетки поля – «Серебряной свадьбы». «Наша семья» – красочная и интересная игра для девочек от 9 лет и старше, которая позволяет обыгрывать различные жизненные ситуации и самостоятельно распоряжаться семейным бюджетом». Ограничение: «Игра только для девочек» – фактически исключает из игры участие мальчиков, которые, судя по их ответам, не интересуются играми «семейно-бытовой тематики». К положительным характеристикам данной игры можно отнести то, что девочки получают представление обо всех сторонах и перипетиях взрослой и семейной жизни, о родительских ролях. Однако, одновременно уже в этом возрасте она формирует у девочек представление, например, о разводе, как о событии в семейной жизни,  к которому необходимо быть готовой и знать, как себя вести в этом случае. Чрезмерно большое внимание, на мой взгляд, уделяется и финансовой стороне семейной жизни, в ущерб ее воспитательного потенциала.

Анализ совокупности ответов показывает, что среди мальчиков наиболее распространены компьютерные игры военной тематики, а  у девочек – неролевые игры с действием от первого лица и сюжетно-ролевые. Сюжетно-ролевые игры девочек соответствуют гендеру и носят семейно-бытовой характер. Желание играть в куклы, за которыми необходимо ухаживать, как за ребенком, свидетельствует о наличии у девочек представлений о роли матери. Исследование показало, что мальчики предпочитают играть с гендерно-соответствующими игрушками, позволяющими им осваивать традиционные половые роли. Их игры, включая сюжетно-ролевые, носят больше военный и героический характер. Однако эти игры не влияют на представления о семейных ролях и не развивают у них соответствующие навыки.

Изучение игр, в которые играют младшие школьники, с точки зрения их влияния на представления детей о родительских ролях показало, что репертуар игр девочек, способствующих формированию роли будущей матери, достаточно широк и активно ими используется, как в играх в одиночку, так и с друзьями. Игрушки и игры, в которые играют девочки, помогают им практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества, способны культивировать заботливое отношение к окружающим. Специфика иг­р, предлагаемых современным мальчикам младшего школьного возраста, совсем иная. Они не учат мальчиков практиковаться в необходимых для будущей семейной жизни навыках, не направлены на развитие у них представлений о семье и семейной мужской роли.

Это является проблемой, на которую следует обратить внимание в ходе воспитательного процесса. Вспомним слова известного отечественного педагога А.С. Макаренко:

Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми.

Дорогие родители, чтобы в будущем ваши дети приносили вам только радость, отнеситесь со всей серьезностью ко всем аспектам воспитания. Всегда помните о том, что детская игра – это не только развлечение, но и серьезный инструмент социализации. Желаю вам успехов в воспитании ваших мальчиков и девочек!

P.S. Чтобы узнать, как правильно воспитывать своего ребенка и всегда быть эффективным родителем, запишитесь на мой авторский тренинг «Семья глазами ребенка», разработанный на основе собственного диссертационного исследования.



Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

несколько комментариев

  1. Alina Kolesova

    Надежда, вроде отвечала Вам еще давно, но сейчас обнаружила, что моего ответа нет… Конечно можете разместить мою статью у себя на сайте. Только, пожалуйста, сделайте сноску на меня, мой сайт.

Оставить комментарий

*